
Недавно Facebook анонсировал долгожданные носимые солнцезащитные очки, которые могут записывать видео с точки зрения пользователя. Несмотря на многие наши вполне обоснованные брезгливые реакции на этот новый продукт, одно из решений, принятых Facebook в ходе этого запуска, вероятно, обеспечит ему успех там, где Google Glass потерпел неудачу.
Взяв страницу из программы бизнес-школы, Facebook использовал эффективный подход к запуску, заключив партнерство с Ray-Ban — урок, который стоит запомнить всем менеджерам новых продуктов.
Чтобы лучше понять это, мы должны сначала вернуться к Google Glass. Он был запущен в 2011 году как прототип, предназначенный только для избранных пользователей. В соответствии с подходом Google к запуску бета-версий в то время, эти пользователи заплатили 1 500 долларов за возможность поиграть и протестировать то, что выглядело и ощущалось как будущее.
Несмотря на то, что Google Glass были названы одним из лучших изобретений года по версии журнала Time, они были сопряжены с проблемами и в значительной степени являлись незавершенным продуктом. Многие ранее отмечали, что одной из главных неудач Google Glass было то, что это был классический пример выпуска новой технологии без четкого сценария использования. Что люди должны были делать с Google Glass?
Еще одним важным аспектом запуска Google Glass было то, что дизайн продукта был разработан собственными силами, а маркетинг осуществлялся в рамках несколько непреднамеренной пиар-кампании, возглавляемой соучредителем компании Сергеем Брином, которого видели в очках повсюду — от Кремниевой долины до Недели моды. По сути, Google катался на волне своего успеха и предлагал новую игрушку, которая казалась неизбежной — но не имела четкого применения.
Переходим к началу этого месяца. Facebook выпустил новые носимые солнцезащитные очки, которые сразу же и часто сравнивают с Google Glass. Всех интересует вопрос (кроме того, будет ли человек рядом со мной записывать меня без моего разрешения), не провалится ли попытка Facebook, как Google Glass. Однако решение сотрудничать с ведущим производителем солнцезащитных очков Ray-Ban и использовать один из самых узнаваемых брендов, очки Wayfarer, в качестве реального носимого устройства, вероятно, сделает версию Facebook успешной.
Несмотря на то, что Facebook уже более десяти лет не является предпринимателем, как и многие крупные технологические компании, он обязательно должен исследовать края инноваций, чтобы продукт или услуга не заставили его платформы устареть. Это означает, что многие из продуктов, которые рассматривает Facebook, требуют от нее не рискованных и неизвестных ситуаций, а непознанных. В чем же разница?
Проблема, с которой сталкивается Facebook и многие технологические футуристы, — это то, что многие называют «рыцарской неопределенностью». В 1921 году Фрэнк Найт опубликовал исследование, в котором подчеркивалась важная разница между риском и неопределенностью. Для технологической компании «большой четверки» риск заключается в управлении доходами, чтобы в следующем году рост доходов от рекламы Facebook опережал рост доходов Google.
У обеих компаний есть опыт роста доходов, поэтому мы можем использовать некоторые исторические данные, чтобы сделать довольно приличные прогнозы на будущее. Ключевым моментом здесь является то, что инструменты прогнозирования имеют силу и поэтому используются при принятии решений.
Теперь сравним эту ситуацию с тем, будет ли успешным стакан Facebook — это совершенно другая ситуация. На какие исторические данные мы можем опираться? Будет ли спрос таким же, как на Apple Watch в первый год? Или он будет больше похож на Zune, попытку Microsoft конкурировать с iPod? Дело в том, что спрос на этот продукт неизвестен, а в неизвестных ситуациях ценность предсказаний очень мала — это можно также назвать рыцарской неопределенностью.
Почему же Facebook будет более успешным? Потому что, хотя Facebook больше не является стартапом, он использовал ключевой предпринимательский метод, чтобы повысить свои шансы. А именно, она использовала эффективный подход к запуску очков Facebook, заключив партнерство с Ray-Ban.
В то время как Google пытался изобрести дизайн своих новых очков — используя свое воображение о том, чего хотят люди, — Facebook использовал дизайн, который уже имеет некоторые определенные черты. Когда компания или предприниматель запускает новый продукт или услугу, совместная работа — это ключевой способ получить контроль над результатами, когда инструменты прогнозирования не работают. Эффектуализация — это метод предпринимательства, который побуждает предпринимателей использовать аспекты, которые находятся или могут находиться под их контролем.
Для этого нужно начать с того, кто вы есть, что вы знаете и кого вы знаете. Вместо того чтобы пытаться предсказать, что понравится людям в паре очков, и вместо того чтобы самому учиться тому, как продвигать эти очки, Facebook решил воспользоваться ноу-хау крупнейшего игрока на рынке.
Facebook продвинулся вперед через непознанное, найдя знакомого человека, который помог ему сориентироваться в ключевой неопределенности его нового продукта. Уже по одной этой причине у него больше шансов на успех.
В конечном счете, инновации в области потребительских товаров невероятно неопределенны (не рискованны), и большинство из них потерпят неудачу. Это означает, что даже с партнерством Ray-Ban, оно может легко провалиться по многим другим параметрам, но, как хороший предприниматель, Facebook повысил свои шансы, используя ключевой предпринимательский подход к запуску своего продукта, что повышает его шансы на успех.