GTA
Grand Theft Auto (GTA) — серия приключенческих игр, созданная Дэвидом Джонсом и Майком Дейли. Более поздние игры разрабатывались под руководством братьев Дэна и Сэма Хаузеров, Лесли Бензиса и Аарона Гарбута. Главным разработчиком серии является британская студия Rockstar North (ранее DMA Design), а издателем — материнская компания Rockstar Games. Название серии отсылает к термину «grand theft auto», используемому в США для обозначения угона автотранспорта.
Геймплей сосредоточен на открытом мире, где игрок может выполнять миссии для продвижения по сюжету, а также заниматься различными побочными видами деятельности. Большая часть игрового процесса вращается вокруг вождения и стрельбы, иногда встречаются ролевые игры и элементы стелса. В серии также присутствуют элементы ранних игр в жанре beat ’em up 16-битной эпохи. Действие игр серии Grand Theft Auto происходит в вымышленных местах, смоделированных на основе реальных городов, в различные периоды времени с начала 1960-х до 2010-х годов. Карта оригинальной игры охватывала три города — Liberty City (по мотивам Нью-Йорка), San Andreas (по мотивам Сан-Франциско), и Vice City (по мотивам Майами) — но в более поздних играх, как правило, концентрируется на одном месте, обычно на одном из трех оригинальных мест, хотя и переделанном и значительно расширенном. В центре серии — разные главные герои, которые пытаются подняться по карьерной лестнице преступного мира, хотя мотивы их поступков в каждой игре разные. Антагонистами обычно являются персонажи, предавшие главного героя или их организацию, или персонажи, оказывающие наибольшее влияние на продвижение главного героя. Персонажей в играх озвучивали несколько ветеранов кино и музыки, в том числе Рэй Лиотта, Деннис Хоппер, Сэмюэл Л. Джексон, Уильям Фихтнер, Джеймс Вудс, Дебби Харри, Эксл Роуз и Питер Фонда.
DMA Design начала серию в 1997 году, с выходом Grand Theft Auto. По состоянию на 2020 год, серия состоит из семи самостоятельных игр и четырех пакетов расширения. Третья основная игра, Grand Theft Auto III, выпущенная в 2001 году, считается знаковой игрой, так как она перенесла серию в трехмерную (3D) среду и создала более захватывающий опыт. Последующие игры следовали концепции, заложенной в Grand Theft Auto III, и развивали ее, получив значительное признание. Они оказали влияние на другие экшн-игры с открытым миром и привели к появлению ярлыка Grand Theft Auto clone на аналогичных играх.
Серия получила признание критиков, а все основные 3D-версии франшизы часто попадали в число величайших и самых продаваемых видеоигр; было продано более 350 миллионов единиц, что делает ее пятой по продажам франшизой видеоигр. В 2006 году Grand Theft Auto была включена в список британских икон дизайна в рамках Great British Design Quest, организованного BBC и Музеем дизайна. В 2013 году The Telegraph включил Grand Theft Auto в число самых успешных британских экспортных товаров. Серия также вызывает споры из-за своего взрослого характера и жестоких тем.