5 сакральных мест в славянской мифологии

Пересечь горящий поток, сразиться с драконом, найти город русской Атлантиды — все это было у славян в их древней мифологии. Теперь нам остались только названия священных мест.

1. Город Китеж

«Град Китеж», 1913, художник Константин Горбатов

Легенда:

Этот священный город не может быть виден людям. Только в безветренную погоду человек с чистой душой и разумом может услышать звон колоколов и пение людей из-под воды озера Светлояр в Нижегородской области.

Легенда о Китеже гласит, что этот город был построен святым князем Юрием (Георгием) II Владимирским в XII веке. «С белокаменными стенами, златоглавыми церквами, святыми монастырями, княжескими узорчатыми теремами (отдельными покоями для знатных женщин), боярскими каменными палатами и домами, срубленными из древних негниющих сосен», — так описывал легендарный Китеж русский писатель XIX века Павел Мельников-Печерский.

Когда Батый напал на русские земли, говорится в сказании, он собирался взять Китеж, «сжечь город, убить и поработить его мужчин, а их жен и дочерей взять в наложницы». Когда войско Батыя подошло к Китежу, у него не было никаких защитных сооружений — даже городских стен. Но его жители искренне молились, и воды озера поднялись, скрыв Китеж от врага и всего мира. С тех пор только искренне верующие христиане могут видеть отражение города в водах Светлояра — озера, которое из-за легенды также прозвали «русской Атлантидой».

Объяснение:

Эта легенда не очень старая — вероятно, она была создана примерно в 17 веке старообрядцами. Они пришли в Светлояр из разных регионов, спасаясь от преследований, которым их подвергали новые власти в Русской православной церкви. В Светлояре местные деревенские жители устраивали языческие праздники, которые старообрядцы считали греховными и нечестивыми. Поэтому они создали торжественную легенду о святом граде Китеже, покоящемся под водами озера, чтобы местные жители не могли проводить там свои языческие обряды.

2. Лукоморье

«Лукоморье», обложка «Сказок Пушкина», иллюстрированная Иваном Билибиным, 1906 г.

Легенда:

Означающее край света, «Лукоморье» можно приблизительно перевести как «изгибающаяся береговая линия», та, что напоминает лук. Русский лингвист и этнограф Федор Буслаев писал, что Лукоморье — это священное место на окраине Вселенной, где стоит Мировое древо, или ось мира. Его корни находятся в подземном мире, а ветви касаются небес, и боги восходят и нисходят с дерева.

Объяснение:

Лукоморье стало чрезвычайно популярным благодаря гипнотизирующим вступительным строкам Александра Пушкина к «Руслану и Людмиле»: «В Лукоморье стоит дуб зеленый, к дубу привязана цепь золотая, а на конце цепи ночь и день ходит кругом ученый кот» (перевод Роджера Кларка).

На ранних европейских картах название «Лукомория» было отнесено к Обской губе, большому заливу Северного Ледовитого океана. Однако в русских летописях и ранней русской литературе название Лукоморье относится к южным территориям, близ Азовского и Черного морей — для русских средневековья это действительно был край света.

3. Тридевятое царство

Сказки Пушкина в иллюстрациях Ивана Билибина.

Легенда:

Многие русские народные сказки начинаются словами «Давным-давно, в царстве трех девяток и государстве трех десяток…». Это традиционное начало обычно означает просто «очень далеко». Также, когда герой сказки отправляется в далекое путешествие, в сказках говорится, что он пересек «тридевять земель». Однако «Тридевятое царство», писал фольклорист Владимир Пропп, было у славян загробным миром и одновременно землей изобилия.

Там растут молодильные яблоки, текут родники с живой и мертвой водой, обитают мифические змеи и птицы. Иногда царство находится под землей, но может располагаться и на горе или под водой. В Королевстве трех девяток герой может пополнить свои реальные ресурсы или обрести сверхъестественные способности. Королевство отделено от внешнего мира сильным физическим барьером, таким как пропасть, темный лес или безбрежное море.

Объяснение:

Лингвисты и филологи считают, что идея Королевства трех девяток происходит от славянских представлений о загробной жизни, которые очень близки к скандинавским мифам о Валгалле — земле, где герои вечно живут после славной гибели в битве. Попадание в Тридевятое царство и возвращение к жизни, наделенное сверхъестественными способностями, также напоминает нам о мифе об Орфее, посетившем загробный мир в поисках своей возлюбленной.

Кстати, «три девятки» не является славянской цифрой — в древнерусской математике использовались другие цифры. «Три девятки» — это просто неологизм из народной сказки — как и «государство трех десятков», он означает «очень далеко».

4. Река Смородина

«Илья Муромец» Николая Рериха.

Легенда:

Удивительно, но славяне представляли себе свой Стикс, пограничную реку между жизнью и подземным миром, и в России эта река называлась Смородина, что переводится вполне понятно как «Вонючка».

Река «вонючая», потому что она состоит из постоянно горящего и дымящегося огня. Смородина — это граница между нашим и загробным миром, которую должна пересечь душа человека, чтобы попасть в страну изобилия (возможно, в царство трех девяток).

«Талая река — свирепая, яростная река, самая злая из всех. Первая ее струйка — как огонь, другая — искра падает, а от третьей — дым столбами валит», — говорится в древнерусской былине «Добрыня и змей».

Река Смородина обладает индивидуальностью: она говорит человеческим голосом и имеет душу прекрасной девы. Она пропускает через себя добрых людей в обмен на ласковые слова и низкие поклоны, а тех, кто ее оскорбляет, топит. Мост через Смородину называется Калинов мост, его название переводится с русского как «раскаленный мост», который охраняет Змей Горыныч, русский эпический дракон.

Объяснение:

Историкам и лингвистам не удается найти Смородину в реальном мире. Реки и ручьи с таким названием есть на Русском Севере, а также на землях бывшей Киевской Руси. Крупнейший исследователь Средневековой Руси Борис Рыбаков, например, сближал Смородину с рекой Самарой на Украине, левым притоком Днепра. Очевидно, что легенда о пограничной реке настолько древняя, что бесполезно искать один единственный и бесспорный «русский Стикс».

5. Остров Буян

«Остров Буян» Ивана Билибина

Легенда:

Остров Буян — еще одно «благословенное» место в русской мифологии, заколдованный остров, стоящий посреди ревущего моря. Там растет волшебный дуб, в ветвях которого спрятана смерть Кощея Бессмертного, русского царя подземного мира.

На острове Буян есть волшебный камень Алатырь — «центр мира». У того, кто коснется этого камня, исполняются все желания (все, а не три! славянские боги были щедрыми). Люди, живущие на острове, не стареют, зимы нет, а еда, питье и радость бесконечны.

Буян был вновь популяризирован А.С. Пушкиным в «Сказке о царе Салтане»: «Теперь наше время ушло, на восток — на восток — наш курс проложен, мимо острова Буяна, назад к милостивому царю Салтану» (перевод Луи Зеликоффа). Но можно ли определить местонахождение острова?

Объяснение:

Влиятельные ученые, такие как Борис Успенский или Владимир Пропп, сравнивают Буян с Островами Блаженных, местом на краю света, населенным героями и богами. Идея такого места существовала независимо в разных мифологиях — греческой (Элизиум), кельтской (Авалон), а русское Лукоморье также связано с островом Буян — остров стоит в море, омывающем края света, в том числе и Лукоморье.

В России существует как минимум два реально существующих острова Буян. Один из них — небольшой речной остров на реке Дон. Другой остров Буян, расположенный в Карском море в Северном Ледовитом океане, был намеренно назван в честь мифического места.

Автор: Максим Воропанов

Окончил Российский государственный гуманитарный университет в 2006 году. Имею степень кандидата наук по истории России (2010), полученную в Российской академии наук. Среди увлечений - езда на велосипеде, создание музыки и кулинария.